ГлавнаяПобеда над солнцем
РУ | EN +

В июле 1913 года на даче художника и композитора Михаила Матюшина, расположенной в уютном финском посёлке Усикирко, прошёл «Первый всероссийский съезд баячей будущего». Участников съезда было всего три: сам Матюшин, а также поэт А.Крученых и художник Малевич. Пафос решения съезда был направлен против традиционных театров. Родился манифест, содержащий призывы к созданию «театра будущего»: «Большим и Малым – нет места в сегодня!» От теории участники съезда немедленно перешли к практике. Возникла идея создать новый театр под названием «Будетлянин». Решено было поставить несколько спектаклей: «Победу над солнцем» А.Крученых, «Железную дорогу» В.Маяковского и «Рождественскую сказку» В.Хлебникова.

«Баячи будущего» оказались прекрасными организаторами. Не прошло и полгода, как в бывшем театре В.Ф.Комиссаржевской состоялись премьеры. Особый резонанс вызвала новая опера «Победа над солнцем». Её скандальная слава долго служила материалом для упражнений в красноречии газетчиков. Публика же разделилась на восторженных поклонников – и негодующих, топающих, свистящих оскорблённых меломанов.

Опера создавалась как синтетический спектакль титаническими усилиями всех авторов. Малевич сам делал огромные декорации, Крученых выступал как актёр, Матюшин был организатором спектакля.

В чём же заключалась основная идея оперы? Лучше всего об этом сказал её композитор: «…опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием… Вся «Победа над солнцем» есть победа над старым романтизмом и над старым привычным понятием о солнце как красоте». Иначе говоря, «Победа над солнцем» – это эмблема нового индустриального века.

Панибратское отношение к солнцу – не новость в среде футуристов. Борьба с солнцем, отрицание его силы становятся для «будетлян» существенным мотивом творчества. Эти настроения прекрасно выразил Маяковский в известном стихотворении «Необычайное приключение…»:

…однажды разозлясь,

что в страхе всё поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

«Слазь!

Довольно шляться в пекло!»

В опере Матюшина – Малевича – Крученых побеждённое солнце – это и символ, и элемент действия одновременно. Открывалась опера Прологом, сочинённым В.Хлебниковым:

…в детинце созерцога «Будеславль» есть свой подсказчук.

Он позаботится,

чтобы говоровья и певавы шли гладко. Не брали

розно, но, достигнув княжебна

над слухатаями, избавили бы

людняк созерцога от гнева суздалей.

Смотравы…

Написанный в традиционной для Хлебникова манере «самовитых слов» Пролог приглашает слушателей к вниманию. Разрывается занавес, на котором изображён чёрный квадрат. Такие же квадраты выписаны на декорациях и костюмах. Сами декорации – это образ будущего урбанистического мира, мира без солнца. Здесь части самолёта, небоскрёбы «будетлян» с раздвигающимися стенами и повёрнутыми внутрь окнами. Далее начинается действие на основе текста Крученых. Вот, к примеру, хор из первого «дейма» спектакля:

Мы вырвали солнце со свежими корнями

Они пропахли арифметикой жирные

Вот оно смотрите!

А вот «слова» песни авиатора в финале оперы, где герои обрывают все земные связи и находятся в состоянии невесомости:

л     л    л

кр         кр

тлп

тлпт

кр     вд      т    р

«Победу над солнцем» можно считать одним из первых опытов включения музыки в движение кубофутуризма. Состоялся музыкально-живописный бунт, «выстрел в прошлое». Правда, выдержала опера всего две постановки…


АВТОРЫ