Галерея знаний и ©клад Искусств
РУ EN +
Эскиз костюма Ромео к балету «Ромео и Джульетта»
1959. Бумага, акварель, тушь. 40 х 30 см

Дополнительная информация

Биография

ТЫШЛЕР, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (14(26).07.1898, Мелитополь - 23.06.1980, Москва)
Успешный для советского времени художник и сценограф, один из основоположников «неофициального» русского авангарда середины ХХ века, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943), лауреат Сталинской премии (1946).
Отец – краснодеревщик-атеист («тышлер» – значит столяр (Сыркина, 1966)), мать – домохозяйка. В семье «восемь душ детей». Первая жена – Анастасия Гроздова – любимая модель, вторая жена – Сыркина Флора – искусствовед и биограф художника («Если я умру, женись на Флоре» (А. Гроздова мужу; Олейник, 2005)).
В Киевском художественном училище (1912 – 1917) был знаменитостью. Учителя не сломали явный и своеобразный талант Тышлера. По причине гражданской войны задержался в Киеве, где в студии Александры Экстер (1917 – 1919) завязалась творческая дружба с И. Рабиновичем, Н. Шифриным, С. Вишневецкой. В 1921 – 1923 посещал мастерскую Владимира Фаворского в московском Вхутемасе, «но учится там оказалось нечему» (Сыркина, 1966). В 1919 – 1920 – красноармеец 12-й Армии на Украине. Художник «делал плакаты, оформлял агитпоезда, спектакли» (Таврог, 2002). В 1920 вместе с Максом Полянским организовал мелитопольские «Окна Роста».
Участник выставок с 1920 (Киев); с 1926 выставлялся с ОСТом (Общество художников-станковистов) и на 26 международных выставках (1926 – 1936).
Стиль Тышлера, отсылающий к архаике, сложился уже в начале 1920-х. Гражданская война обострила ощущение жизни и обособила мир художника; с циклами «Махновщина», «Гражданская война» появятся первые листы фантастических «Продавцов», «Бондарей», «Девушек» и «Женщин».
Романтик и сказочник Тышлер оказался востребованным театром, где официальный подробно-радостный стиль соцреализма 1930-х задержался с освоением театрально-декорационного жанра. В 1930-е он был главным художником цыганского («первого в мире» (Сыркина, 1966)) театра «Ромен», в 1940-е – главным художником Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТа). После закрытия еврейских театров в 1949 (в Москве и Минске) Тышлер работал в БДТ им. Горького и Пушкинском театре в Ленинграде, а также в Малом театре в Москве. За 37 лет работы в театре Тышлер оформил более ста постановок. Первая персональная выставка будет так же связана с театром – декорации и костюмы к пьесам Шекспира (Л., 1956).
В станковой живописи Тышлер продолжает работать циклами: «Балаганчик», «Девушки», «День рождения» и др. Всё образно и метафорично. Цвет становится более локальным, образы – иносказательней. Детские воспомнания об южных женщинах, носивших «буквально всё – бублики, пирожки, лимонад» (Тышлер) на головах, претворяются в аллегорию женщин, несущих на себе целые города, женщин-матерей, женщин мира Предметы обычны – связь их фантастична. Как волшебен мир художника, созданный и подаренный людям.
2009-10-10 – 2011-12-14
Если вы нашли ошибку в тексте – уже спасибо. Чтобы мы узнали об этом – выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

АВТОРЫ