Галерея знаний и ©клад Искусств
РУ EN +
Грибник
1979. Офорт. 24 х 18,5 (31 х 25) см

Дополнительная информация

Биография

ЗВОНЦОВ, ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1917, д. Вахонькино Вологодской губернии, Российская Империя  1994, Санкт-Петербург, Россия) 

Народный художник РСФСР (1978), выдающийся офортист, мастер русского лирического пейзажа в графике. Жена – художник-живописец Мария Рудницкая. Родом из крестьянской семьи, что в будущем определило «весь характер пейзажного творчества» художника (Звонцов, 1976).
Со второй попытки поступил в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова (ранее Школа при Императорском Обществе Поощрения Художеств), где учился живописи у М.А. Асламазян и В.М. Орешникова, рисунку у С.А. Бутлера, А.А. Громова, В.Н. Левитского (1935–1939). «С тех пор я задумал непременно стать офортистом» (Звонцов, 1976). Дипломной работой стал пейзаж. В 1939, поступив в Ленинградский институт живописи (ЛИЖСА, ранее Императорская Академия художеств), сразу же был призван в армию. 
С апреля 1942 и вплоть до окончания Великой Отечественной войны непрерывно на фронте. В том же 1942 стал членом КПСС. Демобилизовался в звании подполковника с одной контузией, двумя ранениями, пятью боевыми орденами и шестью медалями. Несмотря на уговоры начальства, прочившего Звонцову успешную военную карьеру, в 1946 художник вернулся в ленинградский институт и приступил к занятиям на живописном факультете, откуда через год перевёлся на графический, в мастерскую К.И. Рудакова. Среди учителей Звонцова – Л.Ф. Овсянников, М.Г. Платунов, А.Ф. Пахомов, Г.Д. Епифанов. За год до окончания института избран секретарём Василеостровского райкома партии Ленинграда (1951–1955). В год окончания института (1952) стал членом Ленинградского Союза советских художников (ныне СПбСХ). Диплом – серия станковых пейзажей «По дорогам войны». С 1953 по 1970 преподавал офорт на графическом факультете ЛИЖСА. «Учил студентов и продолжал учиться сам» (Звонцов, 1976).
В соавторстве со своим учеником В.И. Шистко написал книгу книгу «Офорт» (1971), которая по сей день остаётся одним из лучших учебников. Любимые техники – офорт, китайская тушь, карандашный рисунок, основной жанр – пейзаж и натюрморт. Штудирование натуры, некая сухость изображения присущи работам 1950-х – 1960-х: «Овёс» (1950), «Тысячелистник» (1950), «Берёзки» (1953), «На канаве» (1953), «В камышах» (1958). В середине 1960-х появляются работы, исполненные в технике китайской туши (чаще в мастерской): «Дождь» (1987), «Первые листья» (1964), «Молодая зелень» (1966), «В заповедных лесах» (1967), «Берёзы и ель» (1971), «Багульник» (1971), «Белая сирень» (1972). В 1970-е – углём: «Пруд в Михайловском» (1974), «Светлый лес» (1974), «На даче» (1975), «Ольха и ива» (1975). Как правило, в 1950-е – 1960-е Звонцов изображает хорошо знакомые места, «где рос и воевал» (Кузнецов, 1976), но в первую голову – Михайловское. 
На рубеже 1970-х появляются новые пейзажи новых мест: река Ока («Поленово» (1969)), «Желязова Воля» (1971), «Желязова Воля. Март» (1973). Манера художника «по-звонцовски мягкая и скупая» (Кузнецов, 1976), узнаваема: свет передаётся чёрным или чёрно-серебристым тоном угля, белое может быть изображено на белом без потери изображения (и является основой колористической гаммы), китайская тушь или акварель, положенные на рисовую бумагу, не требуют исправлений. Каждая работа «открывает прекрасное в, казалось бы, обыденном» (Звонцов, 1976). 
2009-02-10 – 2011-05-09

Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

АВТОРЫ